Избранное сообщение

23-25 октября: Пояс Пресвятой Богородицы в Иванове

Осенью 2011 года великая святыня христианского мира, часть Пояса Пресвятой Богородицы, в течение месяца путешествовала по нашей стране с ...

вторник, 23 декабря 2014 г.

Позиция Церкви по вопросу универсальных электронных карт

16 декабря 2014 года Государственная Дума приняла  поправку к закону №210-ФЗ, согласно которой обязательная выдача универсальных электронных карт переносится на два года, а именно на 1 января 2017 года.
Таким образом, до 31 декабря 2016 года УЭК будет выдаваться только на основании заявлений, после этой даты универсальная электронная карта выдается и гражданам, не подавшим до 1 января 2017 года заявление о выдаче им универсальной электронной карты и не обратившимся с заявлениями об отказе от получения этой карты.
До 2025 года граждане России будут иметь возможность пользоваться и электронными, и бумажными паспортами. Полная замена документов в их действующем формате должна завершиться в 2030 году. На электронной карте будут размещены фотография, имя, фамилия и отчество, информация с адресом на специальном чипе, ИНН, страховой номер, цифровая подпись, а также оставлено место для отпечатков пальцев.
Архиерейским собором Русской Православной Церкви в 2013 году принят документ «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных».

В нем, в частности, говорится: «В обществе распространяется обоснованная тревога по поводу того, что использование пожизненного персонального цифрового идентификатора в виде кода, карты, чипа или тому подобного может стать обязательным условием доступа каждого ко всем жизненно важным материальным и социальным благам. Использование идентификатора вкупе с современными техническими средствами позволит осуществлять тотальный контроль за человеком без его согласия — отслеживать его перемещения, покупки, расчеты, прохождение им медицинских процедур, получение социальной помощи, другие юридические и общественно значимые действия и даже личную жизнь.
Уже сейчас вызывают тревогу действия по сбору и обработке персональных данных детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, так как нередко ведется неконтролируемый сбор данных, явно избыточных для обеспечения учебного процесса. Многие верующие выражают принципиальное несогласие с обязательным присвоением идентификационного кода с превращением его в несменяемый, пожизненный и посмертный атрибут. Помимо этого, обеспокоенность вызывает усиливающаяся тенденция к увеличению сбора биометрических данных о человеке, а также появление имплантируемых электронных идентификационных устройств.
Вся собранная информация может не только использоваться, но автоматически анализироваться с целью принятия управляющих решений в отношении конкретного человека. Введение же сквозного идентификатора личности позволяет создать единую базу данных, где в режиме реального времени могут собираться, храниться и автоматически анализироваться данные из различных сфер жизни человека.
Церковь убеждена, что упомянутые технологии не должны быть безальтернативными и принудительными. Те, кто отказывается принимать эти технологии, должны иметь альтернативу — использование традиционных методов идентификации личности, применяемых сегодня в большинстве стран канонической ответственности Московского Патриархата. Церковь считает недопустимыми любые формы принуждения граждан к использованию электронных идентификаторов, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных и личной конфиденциальной информации. Реализацию права на доступ к социальным благам без электронных документов необходимо обеспечить материальными, техническими, организационными и, если необходимо, правовыми гарантиями. Церковь считает недопустимым принудительное нанесение на тело человека каких-либо видимых или невидимых идентификационных меток, имплантацию идентификационных микро- и наноэлектронных устройств в тело человека.
В связи с тем, что обладание персональной информацией создает возможность контроля и управления человеком через различные сферы жизни (финансы, медицинская помощь, семья, социальное обеспечение, собственность и другое), возникает реальная опасность не только вмешательства в повседневную жизнь человека, но и внесения соблазна в его душу. Церковь разделяет опасения граждан и считает недопустимым ограничение их прав в случае отказа человека дать согласие на обработку персональных данных.
Многое предупреждает нас о том, что мы можем оказаться перед лицом новых вызовов. Если сужение границ свободы, осуществляемое в том числе средствами электронного контроля, приведет к невозможности свободного исповедания веры Христовой, а законодательные, политические или идеологические акты, обязательные для исполнения, станут несовместимы с христианским образом жизни, — наступит время исповедничества, о котором говорит Книга Откровения (гл. 13-14)» (http://www.patriarchia.ru/db/text/2775107.html).

Разъясняя общецерковную позицию, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин говорил: «Если возникнет база данных, в которой будет содержаться информация обо всех сторонах жизни человека, его успехах и неудачах в работе и учебе, о его медицинских диагнозах, покупках, доходах, расходах, перемещениях по миру или стране, о том, какие книги он берет в библиотеке, все это создаст очень большую опасность того, что человеку можно будет ставить любые условия. Его не нужно будет даже заставлять что-то делать – он настолько будет психологически подавлен тем объемом информации, которую о нем знают, что с ним можно будет делать буквально все что угодно. Особенно, если он будет заинтересован в получении неких благ от государства. Если человек захочет поступить учиться в престижный вуз, получить или сохранить хорошую работу, ему будут говорить, что ты должен подписаться под тем или иным мировоззренческим идеологическим признаком, иначе сам понимаешь – а мы знаем о тебе всё. Тогда в таком обществе героев будут единицы. 99 процентов общества будут послушны любой системе, которая будет иметь такую информационную власть. Это на самом деле та глобальная опасность, которая существует и которую мы обсуждаем сейчас.
Более того, есть и хорошо знакомые жителям России проблемы защиты информации, когда есть большое количество государственных баз данных, которые стали легкой добычей злоумышленников, и теперь их можно купить на рынках и даже на улицах. Где гарантия того, что огромный объем информации, который, в общем, является фактором национальной безопасности и безопасности личной, не станет вдруг достоянием кого угодно? Поэтому вопрос защиты информации стоит очень остро» (http://www.pravoslavie.ru/jurnal/45540.htm).
6 октября 2014 года протоиерей Всеволод Чаплин публично заявил, что не намерен менять свой традиционный паспорт на электронный (http://www.interfax.ru/400428).
Глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион, подчеркивая опасность тотального контроля над человеком, в своем выступлении 20 октября 2014 года говорил: «Секуляризация под видом демократизации в действительности высвободила в европейском сверхгосударстве, являющемся культурным наследником Римской империи, колоссальную энергию властного подчинения. Эта кипучая энергия сегодня стремится окончательно порвать с христианством, сдерживавшим ее тоталитарные импульсы в течение семнадцати веков».
В результате, как отметил митрополит Иларион, эта энергия бессознательно стремится к установлению «абсолютной диктатуры, которой потребуется установление полного контроля над каждым членом общества». Далее он сказал: «Не к этому ли мы идем, "в целях безопасности" соглашаясь на обязательное введение электронных паспортов, всеобщей дактилоскопии и повсеместное насаждение фотокамер? Ведь все это можно легко использовать и в других целях, которые также можно приписать "усилению мер безопасности"» (http://www.pravoslavie.ru/news/74444.htm).
На официальном сайте Московского Патриархата 12 декабря 2013 года было размещено разъяснение Минэкономразвития РФ в котором, в частности, говорилось: «Отказ гражданина от получения и использования УЭК не влечет за собой утрату права гражданина на получение государственных (муниципальных) услуг в установленном законодательством порядке. Таким образом, гражданин сохраняет возможность получения государственных (муниципальных) услуг традиционным способом, то есть путем непосредственного обращения гражданина в соответствующие государственные органы, предполагающие его личное присутствие при подаче заявления на получение той или иной услуги» (http://www.patriarchia.ru/db/text/3434945.html).
Граждане, не желающие получать универсальную электронную карту, имеют право заявить соответствующим органам о своем намерении.
Каждый гражданин, не желающий получать УЭК, может обратиться в государственные органы с письменным отказом по адресу:
Уполномоченная организация Ивановской области ООО «Информационные Банковские Технологии»
адрес: 153000 г. Иваново, ул. Кузнецова, дом 8, офис 2/1
Справки по телефонам: 8(4932) 26-40-70, 
8-800-100-0837 (круглосуточно)
режим работы: пн.-пт. 09.00-18.00
Данная структура распоряжением Правительства Ивановской области от 29 октября 2010 года №375-рп определена в качестве уполномоченной организацией, осуществляющей выдачу универсальной электронной карты на территории региона.