вторник, 20 октября 2015 г.

Тайна хрустального гроба

В №10 журнала "Ивановский бизнесъ" опубликована статья руководителя Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Иваново-Вознесенской епархии игумена Виталия (Уткина) "Тайна хрустального гроба", посвященной  ивановской и родниковской городским легендам о хрустальных гробах. Предлагаем эту статью нашим читателям.

Сегодня мы расскажем об ивановской и родниковской городских легендах про хрустальный гроб.
В ограду Успенского кафедрального собора входит территория одного из старейших ивановских кладбищ. Оно возникло в XVIII столетии. Здесь погребены тысячи православных жителей села Иваново, а затем города Иваново-Вознесенска.
К 1933 году, когда безбожной властью был закрыт Успенский храм, кладбище продолжало действовать, на нем всё еще было много свежих могил. Рабочие Меланжевого комбината подписали коллективную просьбу в горсовет о сносе кладбища, на котором были погребены их родители и предки.
В итоге надгробия и кресты снесли, могильные холмики сравняли с землей. Кладбище переименовали в сад «Меланжист».
В народе это место получило название «Сад живых и мертвых».
На захоронениях устроили летний кинотеатр с характерным названием «Балаган» и танцевальную площадку.
Здесь же работало несколько пионерских кружков, в том числе секция юных натуралистов, разбившая большой огород. Подростки под предлогом работ на огороде, разрывали могилы, вытаскивали из них ценные предметы – часы, цепочки, украшения и т.д. Кости выбрасывали из могил, черепами играли в футбол.
И вот однажды подростки наткнулись на совершенно целый хрустальный гроб, в котором лежало тело девушки.
Останки юные варвары выбросили, а сам гроб разбили. Так гласит ивановская городская легенда.
Подобная легенда есть и в городе Родники.
Анна Михайловна Красильщикова
Она связана с именем известной родниковской предпринимательницы Анны Михайловны Красильщиковой. Предок ее мужа, Михаила Антоновича, крепостной крестьянин Григорий, в начале XIX столетия завел в селе Родники красильное производство, отчего происходит и его прозвище Красильщик, и фамилия потомков – Красильщиковы.
В 1875 году, после смерти своего супруга, Анна Михайловна стала руководить семейным бизнесом – текстильным производством. Взяв кредит, Анна Михайловна продолжила начатое ее мужем строительство ткацкой фабрики.
Руководя своим предприятием, Анна Михайловна, вставала в шесть утра, а ее рабочий день длился до десяти часов вечера. При этом она воспитывала шесть детей.
Анна Красильщикова вникала в каждую мелочь фабричного производства, вела строго-аскетический образ жизни. Современники вспоминали, что эта крупная предпринимательница имела всего два платья: будничное и праздничное.
Благодаря невероятным усилиям Анны Михайловны семейное дело активно развивалось. На фабриках Товарищества мануфактур «Анна Красильщикова с сыновьями» в 1913 году будет трудиться около 10 тысяч рабочих и служащих.
В 1889 году Анна Красильщикова открыла при фабрике школу. Сначала два учителя обучали здесь 70 учеников. Двадцать лет спустя в родниковской школе училось уже 430 детей при 12 учителях. Еще шесть школ были построены в ближайших деревнях.
Благодаря Анне Михайловне в Родниках появилась больница. Вскоре здесь будут основаны библиотека, технические курсы для молодых рабочих, а в начале XX века появится и Народный дом с кинематографом.
Храм Илии Пророка села Родники
В 1887 году Анна Михайловна на свои средства перестроила и благоустроила в Родниках пятиглавый храм в честь Илии Пророка. Через дорогу она возвела для своей многочисленной семьи трехэтажный особняк.
Родниковская легенда гласит, что Анна Красильщикова велела прорыть между особняком и церковью подземный ход, чтобы можно было в любое время дня и ночи тайно прийти в храм помолиться. Так ли это – неизвестно, этот ход безуспешно ищут уже много десятилетий.
Анна Красильщикова скончалась в своем загородном имении в 1902 году. Безмерно уважавшие ее рабочие на руках несли гроб Анны Михайловны 8 верст до Родников.
В Родниках считается, что Анна Михайловна Красильщикова была погребена возле храма Ильи Пророка в хрустальном гробу. Сама церковь была снесена в 1956 году, а место погребения Анны Михайловны затерялось.
Могут ли быть реальные основания у ивановской и родниковской легенд про хрустальный гроб? Думаю, что да.
Такой гроб – устойчивый элемент европейского фольклора на протяжении столетий. Он нем рассказывает известный итальянский поэт и собиратель сказок Джамбаттиста Базиле, живший в конце XVI – начале XVII века. Этот же сюжет затем встречается в сказке братьев Гримм о Белоснежке.
Русский фольклор был очень тесно связан с фольклором европейским. Александр Сергеевич Пушкин
Русское общество конца XIX– начала XX века хорошо знало творчество Александра Сергеевич Пушкина, в том числе его «Сказку  о мертвой царевне и о семи богатырях». В ней описывается, как заколдованную молодую царевну положили в хрустальный гроб:

«Сотворив обряд печальный,
Вот они во гроб хрустальный
Труп царевны молодой
Положили — и толпой
Понесли в пустую гору,
И в полуночную пору
Гроб ее к шести столбам
На цепях чугунных там
Осторожно привинтили,
И решеткой оградили;
И, пред мертвою сестрой
Сотворив поклон земной,
Старший молвил: «Спи во гробе.
Вдруг погасла, жертвой злобе,
На земле твоя краса;
Дух твой примут небеса».

Владимир Федорович фон дер Лауниц

В истории России начала XX века есть пример подобного захоронения в хрустальном гробу. 21 декабря 1906 года террористом был убит градоначальник г.Санк-Петербурга Владимир Федорович фон дер Лауниц. По личному распоряжению святого царя-страстотерпца Николая II он был погребен в родовом имении в хрустальном гробу на цепях (село Каргашино современного Сасовского района Рязанской области).

Могила фон дер Лауница. Современный вид
В советские годы могила фон дер Лауница была разграблена. Ныне здесь восстановлено надгробие.
Раз петербургского градоначальника могли похоронить в хрустальном гробу, то и какой-нибудь скорбящий состоятельный житель Иваново-Вознесенска под влиянием романтических строк Пушкина мог так же похоронить свою дочь или юную супругу. А спустя пару десятков лет дикие юные варвары, пионеры-юнаты, выкинули ее из гроба….

Игумен Виталий (Уткин)


В части повествования об Анне Михайловне Красильщиковой использованы некоторые сведения из статьи Анны Парышевой «Родники: и подземный ход, и хрустальный гроб» (Ивановская газета, 27.12.2013 г.)