Избранное сообщение

23-25 октября: Пояс Пресвятой Богородицы в Иванове

Осенью 2011 года великая святыня христианского мира, часть Пояса Пресвятой Богородицы, в течение месяца путешествовала по нашей стране с ...

вторник, 10 мая 2011 г.

Шуйские новомученики

10 мая - день, когда смертный приговор, вынесенный Шуйским новомученикам безбожными врагами России и Церкви, был приведен в исполнение.

Шуйские события 1922 года послужили началом массовых репрессий против православного духовенства и верующего русского народа.


К 1922 году антинародная политика новой власти, изъятие на протяжении нескольких лет у крестьян всего урожая, включая семенной фонд, привели к массовым крестьянским выступлениям против большевиков. Искусственно организованный в самых хлебородных губерниях Поволжья голод стал для власти ключевым средством подавления сопротивления российского крестьянства. Голод унес около пяти миллионов жизней.

Трагические события в Поволжье послужили поводом для разгрома традиционного русского уклада жизни. Главной основой этого уклада всегда являлась Православная Церковь.

23 февраля 1922 года был принят декрет ВЦИК "О порядке изъятия церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих". Власти лицемерно заявляли, что только изъятие церковных ценностей может спасти голодающих от смерти. Однако, проводя насильственную конфискацию драгоценных богослужебных предметов, новая власть преследовала, в первую очередь, свои политические задачи. Из двух миллиардов рублей, вырученных в 1922 году от продажи за границу по бросовым ценам русских церковных ценностей, власть направила на нужды голодающих не более одного миллиона. Остальные деньги были потрачены большевиками для укрепления собственного режима.

Весной 1922 года в Генуе должна была собраться международная конференция по вопросом экономического устройства послевоенной Европы. На ней предполагалось поставить вопрос о международном признании Советской власти. Одной из важнейших проблем предстоящей конференции был вопрос о признании большевиками внешнего долга России. Общая сумма задолженности к этому моменту достигала 18 миллиардов рублей. Вся советская казна не могла собрать более четырех миллиардов. Большевики не собирались в Генуе признавать старые российские долги, однако для успешного ведения переговоров им необходимо было показать, что власть прилагает значительные усилия для пополнения запаса драгоценных металлов. Деньги были необходимы и на негласный подкуп европейских политиков, способных повлиять на принятие решений в Генуе.

Кроме того, на протяжении 1920 - 1921 годов единственными статьями экспорта новой власти являлись художественные ценности (в первую очередь, из российских музеев) и черная икра. Исключением стал 1921 год, когда из конфискованного у крестьян семенного картофеля было изготовлено и вывезено за границу несколько миллионов литров спирта.

Экспорт художественных ценностей не носил прозрачного характера. В основном он осуществлялся через подставных лиц. Основные нити вывоза за границу российского национального достояния находились в руках Л.Д.Троцкого. США, официально не признававшие большевиков, но сделавшие очень много для их утверждения у власти, ввозили русское серебро через скандинавские страны. Предварительно на превращенных в слитки произведениях русского искусства ставилось скандинавское клеймо.

Все попытки ряда советских хозяйственных деятелей систематизировать продажу художественных ценностей, встречали у верхушки советского партийного руководства активное сопротивление.

1922 год стал годом активного идеологического наступления Советской власти на своих внутренних противников, на всех тех, кто может оказать ей хоть какое-то сопротивление. Стоит напомнить, что именно в 1922 году в Москве состоялся показательный политический процесс над партией социалистов-революционеров. В этом же году на так называемом "философском пароходе" был выслан из России ряд крупных культурных и общественных деятелей.

В марте 1922 года начались известные Шуйские события. 15 марта рабочие Шуйских фабрик встали на защиту православных святынь. На центральной площади города собралось несколько тысяч человек. Для разгона собравшихся власть применила военную силу. По людям, в том числе по звонившим на соборной колокольне школьникам, был открыт пулеметный огонь. Ряд священнослужителей и мирян были арестованы.

19 марта с секретным письмом к членам Политбюро обратился лидер большевиков В.И.Ульянов-Ленин. Он писал, что власть получила уникальный шанс расправиться со своими духовными противниками. В письме, в частности, говорится:

"Мы должны... дать самое решительное и беспощадное сражение... духовенству... с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение... десятилетий... Именно теперь и только теперь, когда в голодных местах едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления....

Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать..."


Большевицкий вождь писал о том, что Политбюро даст устную директиву "судебным" органам, чтобы процесс закончился расстрелом наиболее влиятельных представителей российского духовенства.

25 апреля выездная сессия Верховного Революционного Трибунала огласила смертный приговор протоиерею Павлу Светозарову, иерею Иоанну Рождественскому и мирянину Петру Языкову. Этот приговор был приведен в исполнение в 2 часа утра 10 мая 1922 года.

В августе 2000 года Архиерейским собором Русской Православной Церкви все они были прославлены в лике святых. Кроме того, были прославлены расстрелянные 15 марта 1922 года у стен Воскресенского собора города Шуя миряне Авксентий Калашников, Николая Малков, Сергей Мефодиев и Анастасия Шилова. Память этих новомучеников так же совершается Церковью 10 мая по новому стилю.

Подвиг новомучеников Шуйских, вставших в 1922 году на защиту Православной веры и исторической России, служит сегодня примером для всех, кто стремится обустроить нашу Родину на основе ее изначальных духовных традиций.

17 октября 2007 года по инициативе губернатора Ивановской области М.А.Меня в городе Шуе был установлен памятник священнослужителям и мирянам, пострадавшим в годы гонений на Православную Церковь.