суббота, 13 августа 2011 г.

Святитель Василий (Преображенский), епископ Кинешемский, исповедник


13 августа (31 июля) - память свт. Василия Кинешемского 

Тропарь, глас 8:

Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, вселенныя светильниче, архиереев богодухновенное удобрение, Василие премудре, ученьми своими вся просветил еси, цевнице духовная. Моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 3:

Мужество твое, святителю Христов Василие, возславим, и чистоту веры превозносим, и дару словес твоих удивляемся, яко от небес приял еси Божественную благодать наставляти и защищати стадо Христово.

Епископ Кинешемский Василий (в миру Вениамин Сергеевич Преображенский) родился в 1876 году в городе Кинешме Костромской губернии (ныне Ивановская область) в благочестивой семье священника Сергия и матушки Павлы.

После окончания гимназии Вениамин поступил в Киевскую Духовную академию, которую окончил в 1901 году со степенью кандидата богословия, и был определен преподавателем в Воронежскую Духовную семинарию. За диссертацию «О скитском патерике» ему была присуждена степень магистра богословия. В Воронеже Вениамин пробыл до 1910 года.

Зная в совершенстве как древние, так и новые европейские языки, Вениамин Сергеевич для более углубленного изучения европейской культуры уехал в Англию и 1910-1911 г.г. прожил в Лондоне. Там же он познакомился с английским опытом скаутского движения, слушал лекции самого Баден-Пауэлла - основателя мирового скаутинга, и других скаутских руководителей (1).

Свящ. Сергий Преображенский с сыном
Вероятно, что именно этот «английский» период жизни Вениамина Сергеевича Преображенского повлиял на его профессиональный выбор: после возвращения в Россию он поступил преподавателем иностранных языков и всеобщей истории в Миргородскую мужскую гимназию; а в 1914 году Вениамин Сергеевич переехал в Москву и устроился преподавателем латинского языка в Петровской гимназии. Преподавание настолько его увлекло, что он окончил педагогический институт.

В 1914 году В.С. Преображенский предпринял специальную поездку в Англию, где он провел некоторое время в летнем скаутском лагере, беседовал со многими руководителями английской скаутской организации и изучал скаутскую литературу, в чем помогло ему хорошее знание английского языка (2). Позже в 1915 году выходит его книга «Бой-скауты. Практическое воспитание в Англии по системе «скаутинг» сэра Роберта Баден-Пауэлла». Вот небольшие 2 цитаты из главы этой книги «День в скаутском лагере»:

«Во время молитвы и парада я следил за лицами мальчиков. Они были внимательны и серьезны, и простые, понятные слова молитвы для них не были, по-видимому, фразами, лишенными смысла, которые приходится выслушивать, лишь отбывая повинность... Во всей этой обстановке простой лагерной службы под открытым голубым небом, с которого любовно улыбалось нам солнце, лаская своими лучами загоревшие щеки мальчиков, было что-то удивительно гармоничное, проникновенное, и слова благодарности Всемогущему Творцу «за щедроты жизни сей» звучали глубокой симфонией в это чудное утро» (3).
«К моему удивлению, вполне понятному после военной скаутской песни, оказалось, что мальчики могут петь очень недурно. У многих были звонкие, сильные голоса, и в пении чувствовалось несомненное увлечение. Мелодии некоторых песен звучали очень красиво, хотя в английской песне нет той глубины и разнообразия чувства, которым так богата наша родная русская песня. После пения мальчикам было предложено каждому, по очереди, внести свою долю участия в программу вечера. Каждый делал то, что мог. Один сыграл на окарине старую грациозную ирландскую песенку, другой протанцевал танец шотландских горцев, третий спел комические куплеты solo. Рассказывались также анекдоты, но больше всего было рассказов из воспоминаний прошлого» (4).
Итак, двухлетний опыт изучения английской культуры, знакомство будущего святителя со скаутингом приносит русскому скаутизму 2 замечательных труда. Это книга под его авторством «Бой-скауты. Практическое воспитание в Англии по системе «скаутинг» сэра Роберта Баден-Пауэлла», которая была издана в 1915 году. И вторая книга, написанная В.С. Преображенским вместе с В.А. Поповым «Бой-скауты. Руководство самовоспитания молодежи по системе «скаутинг» сэра Роберта Баден-Пауэлла применительно к условиям русской жизни и природы», вышедшая в 1917 году. Профессор Ю.В. Кудряшов в книге «Российское скаутское движение» называет эти работы «лучшим, что было написано в России о скаутинге в дооктябрьский период». Для нас важно, что будущий святитель земли Российской занимался адаптацией системы «скаутинг» для России.

В.С. Преображенский: «Основная задача скаутизма состоит в воспитании характера, т.е. активности и эмоций, и в этом смысле скаутская система представляет ценное дополнение к существующей школьной системе, носящей, по преимуществу, рассудочный характер. Школьное обучение неизбежно выдвигает на первый план рассудочную деятельность, ставя активность и развитие эмоций лишь во вторую очередь, а при таких условиях идеал гармоничной личности не может быть осуществлен.
Необходимость воспитания воли и моральных эмоций особенно остро чувствуется в русском обществе, и все попытки, идущие в том направлении, заслуживают самого серьезного внимания, как бы ни были они несовершенны.
В скаутизме мы встречаемся в первый раз с попыткой доставить практически в широком масштабе задачу громадной важности: вопрос о народном воспитании. Громадная масса детей, как у нас, так и за границей, остается вне всякого планомерного, положительного воспитательного воздействия, и единственным воспитательным фактором для них является среда и случайности жизни, часто грубой и вредной по своему влиянию. Именно для этих детей скаутизм стремится создать среду и обстановку, имеющую воспитательную ценность с целью помочь детям стать честными, бодрыми, здоровыми людьми и хорошими гражданами» (5).
Скауты? Или русское слово «разведчики»? Преображенский говорил, что «может быть и хорошо, что слово непонятное, в него мы вольем много больше значения и смысла» (6). I и II Всероссийские съезды по скаутизму (1915 и 1916 г.г.) проходили под знаком того, что первая книга В.С. Преображенского должна быть широко распространена. Сам он участвовал лишь во II Всероссийском съезде по скаутизму, который проходил с 28 декабря 1916 года по 3 января 1917 года. В отличие от I Съезда, II Съезд почти потерялся и решения его менее известны. На нем было принято около 70 резолюций. Также II Съезд сформулировал целый ряд предложений, среди которых следующие: 
- ознакомить всех учителей и воспитателей с основами скаутинга, прибегнув к статьям В.С. Преображенского;
- обратиться ко всем городам, земствам, обществам с воззванием о содействии организации ремесленных классов при скаутских организациях для детей улицы;
- организовать инструкторские курсы для ознакомления с теорией и практикой скаутинга (7).
В своих воспоминаниях «О днях былых» Старший Русский Скаут Олег Иванович Пантюхов пишет о встрече с Вениамином Сергеевичем Преображенским: 
«На квартире у нас состоялись 2-3 заседания руководителей скаутов. Казалось, что если все будет благополучно, то Москва может стать хорошим скаутским центром. Был поднят вопрос, конечно, о названии, и милый Преображенский убедительно говорил мне, что надо оставить иностранное название «скаут»... Какой славный был этот Преображенский! Он не только отлично снова перевел книгу Баден-Пауэлла, но снабдил перевод русскими дополнениями, и все это было издано журналом «Вокруг Света» под редакцией Попова. Преображенский несомненно предчувствовал крушение России и говорил, что если большевики воцарятся, он не станет с ними работать, а уйдет в монастырь, в Сибирь, или вот еще что он может придумать: он притворится босяком!.. И он становился в разнузданную позу, поднимал воротник пиджака, взъерошивал волосы и начинал говорить простоватым жаргоном. Впечатление было очень яркое. Мы надеялись, что до этого не дойдет и сводили разговор на скаутские темы: скаут должен верить в лучшее будущее! Но скаут должен быть «Всегда готов» - с этим мы все были, конечно, согласны» (8).
Это был конец августа - начало сентября 1917 года.

В конце октября 1917 года в Москве происходило восстание большевиков. Силам красных несколько дней оказывали сопротивление отряды юнкеров, находившихся в Кремле и в некоторых московских зданиях. Многие москвичи были очевидцами этих эпизодов гражданской войны, когда с обоих сторон проливалась кровь русских людей, главным образом, молодежи. Среди других все это наблюдал и В.С. Преображенский. Картины братоубийственной борьбы на московских улицах до такой степени потрясли его душу, что он уже не мог дальше оставаться в Москве и жить своей обычной жизнью. Его преследовал вопрос: как могли русские люди дойти до такого состояния?

Для него, как для христианина и педагога стало ясно, что главной причиной революции было неправильное воспитание детей и молодежи, о чем недостаточно заботилось Правительство, Церковь и Общество. Вениамин Сергеевич пришел к выводу, что в первую очередь в совершившемся виноват он сам, что это его грех перед народом. Он осознал, что его обязанностью, как окончившего Духовную академию, было стать священником и позаботиться о духовном просвещении народа, что это - его часть ответственности. Придя к такому выводу, Вениамин Сергеевич не только покаялся, но и решил сделать все возможное, чтобы исправить свой грех. Он сразу заявил об уходе с должности преподавателя и, почти ни с кем не простившись, уехал к себе на родину в Кинешму (9).

Тогда же в октябре 1917 года Вениамин Сергеевич поступил псаломщиком в Вознесенскую церковь у себя на родине в Кинешме, где служил его престарелый отец. Вениамин Сергеевич много проповедовал в храмах Кинешмы и ее окрестностях и стал активно создавать православные кружки по изучению Священного Писания. В начале 1918 года власти запретили преподавание Закона Божия в школах... Вениамин Сергеевич стал собирать детей в Вознесенском храме (10).

Известно также, что В.С. Преображенский участвовал в Съезде скаутмастеров юга России, который проходил в Новочеркасске с 29 сентября по 1 октября 1919 года (11).

В возрасте 45 лет - 16 июля 1920 года - Вениамин Сергеевич Преображенский был рукоположен в сан священника в городе Костроме митрополитом Серафимом (Мещеряковым), затем принял постриг с именем Василий - в память Василия Великого. А 19 сентября 1921 года был хиротонисан во епископа Кинешемского, викария Костромской епархии.

Рукоположенный во епископа, он усилил подвижнические труды. Отказавшись от какой бы то ни было собственности, он поселился на окраине города в маленькой баньке, стоявшей на огороде у вдовы-солдатки Анны Александровны Родиной. Никакого имущества или обстановки у святителя не было, спал он на голом полу, положив под голову полено. Подвиг свой он от посторонних скрывал, принимая приходящих в канцелярии, устроенной в доме рядом с Вознесенской церковью. Далеко находилась банька от храма. Каждое утро, еще до рассвета, владыка шел пешком через весь город в храм и возвращался домой поздно ночью. Не один раз грабители останавливали его на улице, и он с кротостью и любовью отдавал им все, что имел; вскоре они стали его узнавать и не тревожили.

Помимо ежедневных церковных служб, во время которых он обязательно проповедовал, святитель исповедовал, обходил дома всех нуждающихся в его помощи со словом утешения, посещал монастыри и основанные им кружки, разбросанные по епархии. За короткий срок владыка организовал кружки в Кинешемском, Юрьевецком, Вичугском, Семеновском, а потом и в Вязниковском районах. Только тех кружков, которые он посещал лично, было более десяти; другие организовывались по его благословению.

Миссионерская деятельность епископа вызывала у властей большое беспокойство... 

Меньше двух лет прослужил святитель на кафедре, и 10 мая 1923 года был арестован и сослан в Зырянский край в поселок Усть-Кулом на два года. В мае 1925 года ссылка закончилась, и владыка Василий возвратился в Кинешму. Церковь в Кинешме стала быстро расти. А на Рождество 1926 года власти, обеспокоенные ростом и укреплением Церкви, потребовали, чтобы епископ покинул город. Владыка уехал в деревню Анаполь, чтобы там переждать тяжелое время. Так почти в полном уединении епископ прожил около полугода. Потом были Вязники, снова Кинешма, а в июне 1927 года владыка Василий приехал в Кострому, где прожил около года. В августе 1928 года епископ вернулся в Кинешму и через месяц был арестован.

В 1928 году был сослан на Урал. Вернувшись из трехлетней ссылки, архипастырь два года провел в Орле, откуда власти выслали его в Кинешму. Вскоре он был вновь отправлен в лагерь, находящийся неподалеку от Рыбинска. Через два года после освобождения последовал новый арест; сначала исповедника определили в Ярославскую тюрьму, затем в Бутырскую в Москве.

Скончался епископ Василий (Преображенский) 31 июля 1945 года в ссылке в селе Бирилюссы Красноярского края. При жизни он завещал, чтобы его останки были перенесены на родину, но в те годы это было невозможно.

5 (18) октября 1985 года были обретены честные останки святителя. В июле 1993 года они были перенесены в Свято-Введенский женский монастырь города Иванова. В августе 1993 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил местное почитание епископа Василия (10).
Святитель Василий в заключении

*                        *                        * 

Признаюсь, читая житие свт. Василия, я искала «проявления» его скаутского прошлого. Ведь скаут однажды - скаут навсегда! И, так и есть, нашлось. У святителя было правило: он спал на полу, подкладывая под голову полено... Святитель Василий был любвеобильно прост в общении. Когда владыка ездил по епархии и навещал кружки, слух о его приезде распространялся быстро, люди торопились увидеться с ним, и обстановка здесь была самая простая. Пришедшие располагались, где кто как мог. Владыка часто устраивался на полу и пел духовные песни, играя на цитре...

литература
(1) Кудряшов Ю.В. Российское скаутское движение. Стр. 54.
(2) Вязьмитинов В.М. Вместо предисловия к переизданию книги В.С. Преображенского «Бой-скауты. Практическое воспитание в Англии по системе «скаутинг» сэра Роберта Баден-Пауэлла», Сан Франциско, Калифорния, 1975 г.
(3) Преображенский В.С. Бой-скауты. Практическое воспитание в Англии по системе «скаутинг» сэра Роберта Баден-Пауэлла. М., 1915 г. Стр. 176.
(4) Там же. Стр. 208.
(5) Попов В.А., Преображенский В.С. Бой-скауты. Руководство самовоспитания молодежи по системе «скаутинг» сэра Роберта Баден-Пауэлла применительно к условиям русской жизни и природы. М.1917 г.
(6) Пантюхов О.И. Полчанинову Р.В. от 22.02.40.
(7) Кудряшов Ю.В. Российское скаутское движение. Стр. 54.
(8) Пантюхов О.И. О днях былых. Стр. 249.
(9) Протоиерей Сергий Щукин. В.С. Преображенский. Из личных воспоминаний. Торонто, Канада, 1971 г.
(10) Иеромонах Дамаскин (Орловский). Жизнеописание святителя Василия, епископа Кинешемского. Изд. «Отчий дом», М.1996 г.
(11) Полчанинов Р.В. Русская молодежь в России и в Зарубежье. Страницы истории № 10, 1990. 15 февраля. Стр. 5.
(12) Святитель Василий, епископ Кинешемский. Беседы на Евангелие от Марка». Изд. «Отчий дом», М.1996 г.



Елена Курникова,
Москва, октябрь 2008 г
.