вторник, 31 мая 2016 г.

Игумен Виталий (Уткин). Загадка Феодоровской иконы

В №5 журнала «Ивановский бизнесъ» опубликована статья руководителя Миссионерского отдела Иваново-Вознесенской епархии игумена Виталия (Уткина) «Загадка Феодоровской иконы».  Статья также опубликована на сайте "Былое. История и современность". Предлагаем нашим читателям текст этой статьи.
В иконостасе Успенского кафедрального собора города Иваново, слева от Царских врат находится Феодоровская икона Божией Матери. Помещена она здесь совсем не случайно.
Феодоровская икона – главная святыня села Иваново и Иваново-Вознесенска. Более того, она, как считаю, является символом самого возникновения нашего города. Почему это так?
Феодоровская икона в иконостасе Успенского собора
В начале 2000-х годов в Аптечном переулке в ходе раскопок была найдена керамика XIV века и ряд предметов XV – XVI столетий. То есть можно говорить о том, что на территории современной площади Революции населенный пункт возникает примерно пять – шесть веков назад. Он появился на пересечении двух важнейших дорог.
Первая из них, проходившая по нынешним улицам Палехская и Смирнова, вела из Архангельска и Вологды через Ростов в сторону Городца и Нижнего Новгорода. Вторая – по современным проспекту Ленина и улице Смирнова вела из Костромы также в Городец и Нижний Новгород.
Иваново находилось, фактически, в середине второй дороги.
В центре села Иваново, на территории современной площади Революции издревле существовал храм в честь Воздвижения Креста Господня. Впоследствии он вошел в состав величественного храмового комплекса, уничтоженного в 1932 году.
Впервые Крестовоздвиженский деревянный храм упоминается в описи вотчины князя И.И.Шуйского в 1632 году. К 1795 году он был отстроен в камне. В храме существовал придел в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Считается, что в честь этого святого и получил название наш город. В Крестовоздвиженском храме с 1667 года существовал и другой придел – в честь святителя Николая Чудотворца.
За алтарем Крестовоздвиженского храма, над воротами, на их внутренней стороне размещалась очень почитаемая ивановцами Феодоровская икона Божией Матери.
Ивановская Феодоровская часовня
В 1820-е годы на месте ворот специально для этой иконы была построена часовня. В 1877 году на средства предпринимателя А.А.Напалкова она перестраивается. Для помещавшейся в часовне чтимой Феодоровской иконы Божией Матери был устроен жемчужный оклад.
В 1893 году улица, выходившая к Феодоровской часовне, получила название Федоровская. Сейчас, это примыкающая к площади Революции часть Красногвардейской улицы.
Как я уже написал выше, Иваново располагалось в середине пути между Городцом и Костромой. И там, и там Феодоровская икона была главной святыней.
Существует предание, что князь Юрий Долгорукий в 1152 году на месте древней деревянной часовни близ Городца, где хранилась чтимая Феодоровская икона, основал Богородице-Феодоровский монастырь. Юрий Долгорукий считается основателем Городца.
По другой версии эту икону в ветхой старинной часовне нашел святой благоверный князь Юрий Всеволодович, основатель Нижнего Новгорода и Юрьевца.
В 1238 году монастырь был сожжен татаро-монголами, а сама икона исчезла.
Костромское предание гласит, что 16 августа 1239 года (по современному светскому календарю – 29 августа) костромской князь Василий Квашня близ реки Запрудни нашел висящую на дереве икону Матери Божией. Торжественно, с крестным ходом эта икона была перенесена в Кострому.
«Повесть о явлении чудотворной иконы Феодоровской» сообщает, что многие из видевших это торжество, стали говорить: «Мы вчера видехом сию икону, несому сквозе град наш воином неким, подобен той воин видением святому великомученику Феодору Стратилату».
Икону поставили первоначально в храме в честь Феодора Стратилата.
Считается, что так икона и получила своё название – Феодоровская, по имени святого великомученика Феодора Стратилата, пострадавшего за веру Христову в начале IV столетий и явившегося в Костроме восемь веков спустя.
Вскоре, говорит предание, в Кострому пришёл человек из Городца, который опознал в иконе ту, что пропала из их города.
Другая версия, изложенная в «Сказании о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме», утверждает, что икону на самом деле обрел младший брат святого благоверного князя Александра Невского Василий Ярославич. Это случилось, как там говорится, в 1263 году, но тоже 16 августа.
Наконец, третье предание утверждает, что икона принадлежала князю Александру Невскому, умершему в Городце в 1263 году, а после его смерти досталась Василию Ярославичу и была перенесена в Кострому.
Можно следовать любой из этих версий, но все они связывают между собой Кострому и Городец.
Подлинная Феодоровская икона является двухсторонней. На ее обороте изображен образ святой великомученицы Параскевы Пятницы.
Великомученица Параскева жила в III веке в Иконии. Сейчас это город Конья в Турции, в центральной части Анатолии. Родители святой были христианами и очень почитали пятницу – день страданий Господних. Именно поэтому они свою дочь, родившуюся в этот день, назвали Параскевой, что в переводе с греческого и означает – Пятница. На Руси к имени святой добавляли и перевод – так появилось наименование Параскева Пятница. Она пострадала за веру Христову.
Наши предки почитали Параскеву Пятницу как покровительницу женского начала. Яков Петрович Гарелин в своей книге «Город Иваново-Вознесенск или бывшее село Иваново и Вознесенский посад» пишет, что ивановцы считали великомученицу Параскеву «бабьей святой», помогающей девушкам выйти замуж, а замужним женщинам – на протяжении всей их многотрудной жизни.
Как видим, почитание великомученицы Параскевы оказывается тесно связанным с Феодоровской иконой Матери Божией. Издревле вблизи Крестовоздвиженского храма села Иваново упоминается и «теплая» (то есть отапливаемая зимой) церковь в честь великомученицы Параскевы.
Престол в честь этой святой сохранялся на территории современной площади Революции на протяжении многих столетий. В начале XVIII века здесь был построен каменный храм в честь Рождества Христова с приделом Параскевы Пятницы.
В 1852 году ивановский фабрикант Иван Александрович Бабурин, первый голова Вознесенского посада, в память своей умершей дочери Анны заложил новый обширный каменный храм в честь Рождества Христова. В нем были устроены приделы в честь Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы и святых и праведных Иоакима и Анны (часто в литературе можно встретить неправильное именование этого придела в честь праведных Симеона и Анны). После смерти И.А.Бабурина строительство храма было продолжено другими предпринимателями.
В 1864 году этот новый величественный храм освятил святитель Феофан, будущий Затворник, известный русский духовный писатель, который в то время был епископом Владимирской епархии.
Но ивановцы не забыли о великомученице Параскеве Пятнице. В 1912 году к храму Рождества Христова была сделана обширная пристройка. В ней, по инициативе старосты храма, купца С.И.Соколова были устроены два придела – в честь великомученика Георгия Победоносца и великомученицы Параскевы Пятницы.
В 1851 году ивановский предприниматель Константин Дмитриевич Бурков  для Крестовоздвиженского храма отлил новый колокол весом в 800 пудов (почти 13 тонн). Колокол не поместился на старой шатровой звоннице, построенной в начале XVIII века.
Тогда, рядом с Крестовоздвиженским храмом К.Д.Бурков в 1852 – 1858 годах построил величественную четырехъярусную колокольню высотой около 64 метров. Для нее он заказал особые куранты с циферблатом на четыре стороны. Эти часы изготовили на русском заводе датских подданных братьев Иоганна (Ивана) и Николая Бутенопов. Там же чуть раньше, 1851 – 1852 годах, были изготовлены и знаменитые куранты, находящиеся ныне на Спасской башне Московского Кремля.
Колокольня Крестовоздвиженского комплекса
В 1897 году бурковский колокол перелили. Теперь он весил 1300 пудов (почти 21 тонну).
Константин Дмитриевич Бурков скончался в 1860 году и был похоронен на Успенском кладбище, там, где сейчас располагается Успенский кафедральный собор.
Феодоровская икона и великомученица Параскева не только связывают между собой Кострому и Городец. Вместе с апостолом Иоанном Богословом они оказываются духовным основанием села Иваново, возникшего в середине этой старинной дороги.