Избранное сообщение

23-25 октября: Пояс Пресвятой Богородицы в Иванове

Осенью 2011 года великая святыня христианского мира, часть Пояса Пресвятой Богородицы, в течение месяца путешествовала по нашей стране с ...

суббота, 12 марта 2016 г.

Матренушка Босоножка

9 марта 2016 года в концертном зале у Финляндского вокзала города Санкт-Петербурга состоялся концерт, посвященный памяти блаженной Матренушки Босоножки. Матренушка родилась в деревне Ванино Оделевской волости нынешнего Приволжского района.
Игумения Никольского женского монастыря города Приволжска - игумения Анатолия (Баршай) с группой воспитанниц монастырской школы приняли участие в этом концерте. 
Посмотреть видео

Смотреть фотографии



Протоиерей Геннадий Беловолов о юбилейном вечере-концерте памяти блаженной Матроны Босоножки …

Как сообщалось, в Петербурге состоялся юбилейный вечер-концерт памяти блаженной Матроны Босоножки.

Своими впечатлениями от концерта поделился в интервью «Русской народной линии» настоятель храма св. апостола Иоанна Богослова (историческое Леушинское подворье), директор мемориального музея-квартиры св. праведного Иоанна Кронштадтского протоиерей Геннадий Беловолов:

Могу сказать, что этот вечер был задуман как подготовка к прославлению матушки Матроны Босоножки. Прошел он, как еще одно чудо самой матушки Матроны. Ее присутствие чувствовалось и в период самой подготовки. Столько чудес…

Когда я был главным ответственным сценаристом, режиссером и организатором, владыка Мстислав все это на меня возложил, и когда я начинал готовить, то признаюсь, что меня охватывал страх, что же на этом вечере будет звучать. Я с трудом нашел две песни: одна в исполнении Лилии Евсеевой, другая – Татьяны Баскаковой. Две песни на два отделения, поделить по одной песне на отделение – маловато, жидковато, а вокруг да около и по поводу будет не солидно. Но накануне самого вечера у меня уже была другая проблема – как все, что связано с Матроной: стихи, песни – уместить в концертное время на сцене.

Для всех абсолютно, могу о себе засвидетельствовать, а для меня, может, в первую очередь, было такое открытие – открытие Матроны. Да, мы знали ее имя, знали ее могилу, знали, что она такая подвижница, но масштаб ее святости, величия подвига, по-настоящему, думаю, для многих открылся на этом вечере. Я думаю, с этим согласятся и владыки, которые присутствовали на вечере: владыка Мстислав, владыка Ефрем, потому что это был такой благодатный шок. Матрона открылась как всероссийская святая. Об этом красноречиво свидетельствовал сам факт приезда владыки не из соседней епархии, а из другого конца России, из диаметрально противоположного Биробиджана. Многие удивлялись и спрашивали: «Почему он приезжает, что он может сказать, неужели там знают Матрону?» И когда владыка на сцене рассказал, что знают, и более того привез оттуда проект тропаря и эскиз иконы — то после этого была немая сцена. У нас еще этого нет. И возник такой красивый образ, владыка сказал, что у нас начинается день, восходит солнце, солнце святости блаженной Матроны Босоножки тоже начало восходить именно с востока. Надеемся, что в Петербурге оно достигнет своего зенита.

Что я имею в виду и о чем речь? Во-первых, Матроне, оказывается, посвятили многие авторы стихи. Кто-то еще загодя, к столетию, которое пять лет назад было, написал их, кто-то к 105-летию, ведь этот вечер, хотя был и первый в истории Петербурга, но одновременно и юбилейный. К таким новонаписанным произведениям нужно отнести, прежде всего, замечательную балладу известного протоиерея Артемия Владимирова о Матроне Босоножке, которую он прислал из Москвы. Ее прочитала известная заслуженная артистка России Татьяна Александровна Ташкова. Ее все помнят по фильму «Уроки французского».

Далее, прозвучало в общей сложности до десяти песен о Матроне. Кроме упомянутой Татьяны Баскаковой, которая пела первую песню 2011 года о Матроне, в том же году вторую песню написала Лилия Евсеева. С легкой руки этих талантливых певиц как-то возникла традиция песен о блаженной Матроне.

Ее подвиг — хождение босыми ногами по граду Святого Петра, по земле Святой Руси, не может оставить равнодушным. Это как Моисей пророк на Синае разул ноги свои и стоял перед Богом босым, ведь его тоже можно назвать «Моисеем Босоногом». Так вот -Матрона повторила этот подвиг, являя, что земля, на которой мы живем, – святая, что по ней надо ходить голыми ногами, как по Синаю. Этот образ, ее подвиг создал целую традицию. Песни о Матроне есть у Анны Абикуловой, Николая Еремина, замечательного семейного дуэта Александра и Полины Андреевых. Более того, не только православные наши авторы-исполнители, но и академические певцы воспели Матрону на этом вечере. В частности, известная ведущая солистка Михайловского театра оперы и балета Наталья Миронова, высокая звезда в мире вокального искусства. Она специально для вечера приготовила две премьеры. Так получилось, что я тоже написал стихи о Матроне, и эти стихи были положены на музыку петербургскими композиторами Владиславом Панченко, а второе стихотворение композитором, который оказался еще и однофамильцем Матроны Алексеем Юрьевичем Мыльниковым. Как известно, Матрона в миру звалась Матроной Петровной Мыльниковой. В исполнении этого замечательного голоса-сопрано, инструментального ансамбля, хора Троицкого монастыря прозвучали эти песни. Это замечательное искусство. Необычайно красивый чистый голос не мог не тронуть.

Вообще было много моментов, когда зал просто сидел в слезах, доставая поспешно платочки, салфеточки, так что эти песни, эти рассказы, эти свидетельства, все это трогало до глубины сердца. В частности, именно такое впечатление произвел новый рассказ петербургской писательницы Ирины Рогалевой «Босые ножки», который представляет собой художественную обработку чуда Матроны Босоножки в наше время. До сих пор в Петербурге существует семейное предание, которое рассказывают из рода в род, хранят в петербургских семьях. Несколько таких преданий мы услышали со сцены. Они нигде не записаны, нигде не опубликованы. Рассказ о том, как праправнучка Михаила Илларионовича Кутузова где-то в конце XIX — в начале XX века однажды увидела на Невском проспекте Босоножку в белом. Она узнала в ней Матрону, о которой говорили, она была известна среди горожан. Эта праправнучка великого полководца за ее собственный рассказ подумала - неужели эта женщина босыми ногами ходила даже в Иерусалим пешком? И вдруг Матрона останавливается, оглядывается на нее, смотрит ей в ее глаза и говорит всего три слова: «Ходила, ходила, ходила». Этот случай врезался ей в память на всю жизнь. Она рассказывала его многим, и мы его тоже услышали на сцене. Как будто Матрона сама здесь среди нас в этот момент была, такое чувство.

Вообще, ощущение вечера был таким, что этот вечер предканонизационный. После такого вечера хочешь только прославлять матушку Матрону. Характерно, что многие люди говорят, что слышали о Матроне, а на могилке ее не бывали. И говорят, что буквально сейчас после концерта поедут. Другие говорят: «Вот, батюшка, звонили мне, ездили на могилку после вашего концерта». Зал был переполнен.

Здесь нужно отметить притягательную силу Матроны. Особой рекламы не было. Подготовка вечера началась только в двадцатых числах февраля, и я еще ни один вечер в такие кратчайшие сроки не готовил. И просто не думал, что он вообще получится. Нужно отдать должное самой традиции Таисинских вечеров, поскольку наш вечер проходил в рамках Таисинских концертов. Это был первый Матронинский вечер, но XV Таисинский концерт. Существует уже определенный авторитет этих вечеров. Я думаю, это тоже сказалось на том, что был полный аншлаг уже за несколько дней. Зал был переполнен, люди даже стояли в боковых проходах. Так что вечер стал достойным памяти Матроны, он стал особым этапом в ее почитании, открытием образа для Петербурга и, надеюсь, для России. Вечер снимался на видео, надеюсь, будет видео-вариант.

Вечер мы вели вместе с отцом Богданом Полевым, настоятелем храма подворья Зеленецкого монастыря. Все-таки он хранитель могилки. Мы дуэтом, как мне кажется, довольно слаженно вели. Вечер проходил по благословению владыки Мстислава.

Из гостей, я бы еще назвал, особым событием стал приезд игумении Анатолии, настоятельницы Никольского монастыря в городе Приволжске Ивановской епархии. Монастырь находится в непосредственной близости от родины Матроны Босоножки – деревни Ванино, которая прежде относилась к Костромской губернии, сейчас этот кусок отрезан к Ивановской области. Храм, у которого выросла Матрона, в котором она крестилась, сейчас является подворьем этого монастыря. Там надо еще прилагать большие усилия к его восстановлению, но так или иначе к нам приезжали с родины Матроны.
Мы узнали, где она, эта родина, узнали, что там ее любят, почитают, молятся. Игуменья Анатолия привезла с собой воспитанниц. При монастыре существует школа-интернат. Приехали двадцать девочек, участников этого монастырского хора, и исполнили духовные песнопения. Но, самое главное, они приготовили премьеру песни о блаженной Матроне, которую впервые здесь, на этой сцене, представили петербуржцам. У нашего города появился еще один мостик, связывающий наш город с родиной Матроны Босоножки, и у нас долг духовный там побывать, посещать. Матушка Анатолия пригласила всех петербуржцев, всех почитателей Матроны Босоножки к себе в гости. Мы непременно этим приглашением воспользуемся.

1